Главная >> Заседания Комитетов и Комиссий >> Заседание комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике

Дата: 1 Марта 2021 г. 17:03

Название: Заседание комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике

Кратко: В рамках деловой программы мероприятий Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)-2021 под председательством Елены Князевой состоялось расширенное заседание парламентского комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике.

В рамках деловой программы мероприятий Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)-2021 под председательством Елены Князевой состоялось расширенное заседание парламентского комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике.

В течение пяти дней на базе Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа проходил восьмой региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)-2021. Для детальной проработки актуальных шагов по развитию профессионального образования в Северную Осетию прибыли ректор ФГБОУ «Институт развития профессионального образования» Максим Дмитриев, заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Юлия Ханьжина, технический директор Национального центра «Абилимпикс» Максим Журкин, начальник отдела социализации и физической культуры Института развития профобразования Виктория Прошкина и другие. К участникам расширенного заседания парламентского комитета по видеосвязи присоединился первый заместитель министра просвещения России Дмитрий Глушко.

В рамках деловой программы состоялись несколько «круглых столов», на которых с участием представителей органов исполнительной власти Северной Осетии, профессиональных образовательных организаций, руководителей предприятий – работодателей обсуждались такие вопросы, как проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia, внедрение системы дуального обучения в качестве основы практико-ориентированной модели профобразования, господдержка образовательных организаций для соответствия их материально-технической базы современным требованиям, а также - развитие физической культуры и студенческого спорта в профессиональных образовательных организациях, участие республики в программах профобучения и дополнительного образования лиц предпенсионного возраста и лиц, пострадавших от потери работы вследствие реализации мер по противодействию новой коронавирусной инфекции.

Эти и другие вопросы явились предметом обсуждения на заседании профильного комитета Парламента.

Адаптация системы образования республики к сложившимся социально-экономическим условиям и приоритетам развития – главная задача, над которой активно работают органы исполнительной власти. Подробно о том, что уже удалось сделать и что предстоит в ближайшее время, рассказал заместитель министра образования и науки РСО-Алания Алан Аликов.

По его словам, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития республики до 2030 года численность занятых в экономике должна увеличиться на 28 тыс. человек. Наибольшее количество рабочих мест будет создано в туристско-рекреационном комплексе (почти 13 тысяч мест), торгово-транспортно-логистическом комплексе (свыше 11 тыс. мест) и агропромышленном комплексе (более 8 тыс. рабочих мест).  

В 2017 году был утверждён Комплексный план по подготовке высокоспециализированных специалистов для экономики республики на 2017-2023 годы.  В соответствии с ним в различных учреждениях профобразования Северной Осетии введены программы по обучению новым профессиям и специальностям в соответствии с прогнозом потребностей регионального рынка труда. Среди них «мастер жилищно-коммунального хозяйства», «гостиничное дело» и «гостиничный сервис», «мастер растениеводства», «ихтиология и рыбоводство» и другие.

Целевые показатели реализации Комплексного плана по ряду позиций демонстрируют необходимость более тщательной работы. Так, доля выпускников программ СПО по специальностям, соответствующим потребностям приоритетных отраслей экономики, которым удалось трудоустроиться по специальности не позднее первого года после выпуска, составила 36%. Доля студентов, получающих профессию по дуальной форме обучения – с участием работодателей в образовательном процессе, составила 18% от общей численности обучающихся в системе СПО. Немногим более 10% в составе преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях профобразования составила доля представителей реального сектора экономики.

Алан Аликов отметил, что по результатам мониторинга трудоустройства выпускников в 2020 году чаще других трудоустраивались выпускники программ подготовки рабочих кадров – 493 человека из 3141 выпускника, а также специалисты среднего звена – 457 человек.

Замминистра отметил, что участие в движении WorldSkills Russia – одно из магистральных направлений работы министерства образования и науки республики. Одной из действенных мер, способных качественно повлиять на ситуацию с трудоустройством, он назвал необходимость квотирования рабочих мест по договорам целевого найма по аналогии с механизмом, применяемым в высшем образовании.

О необходимости статуса отдельного юридического лица для Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) говорил ректор Института развития профессионального образования Максим Дмитриев. ЦОПП – это своеобразный агрегатор образовательных услуг в регионе, центр, в котором по принципу одного окна сосредотачиваются сервисы для всех целевых аудиторий, и в первую очередь, для тех, кто хочет получить какую-либо квалификацию или сдать демонстрационный экзамен. На сегодня ЦОПП в РСО-Алания является структурным подразделением строительного техникума. По словам ректора, этот вопрос необходимо урегулировать, ведь самостоятельный статус Центра автоматически снимает многие вопросы межведомственной коммуникации, как с органами власти, так и с работодателями.

 Максим Дмитриев выразил благодарность депутатам Парламента Северной Осетии за постоянное и пристальное внимание, которое уделяется развитию системы профессионального образования и подробно остановился на грантовой поддержке регионов:

- Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж является флагманским учреждением СПО. В прошлом году это учебное заведение выиграло федеральный грант по двум лотам на сумму более 50 млн. рублей. В этом году мы ожидаем здесь увидеть 8 современных мастерских, оборудованных по стандартам WorldSkills. Так же два гранта выиграл Эльхотовский колледж, где сейчас идет активная работа по подготовке площадок.

Он рассказал о работе Института развития профессионального образования, как оператора системы грантовой поддержки. В соответствии с реализацией федерального проекта «Молодые профессионалы» до 2024 год во всех регионах страны должно быть создано 5 тысяч современных учебно-производственных мастерских. В этой связи Максим Дмитриев также обозначил нехватку площадей под мастерские – этим вопросом озадачены во многих российских регионах, и Северная Осетия – не исключение. 

- Мы готовы помогать грантами, мы видим, что в Осетии есть понимание приоритетов в кадровой подготовке, которая идет в полном соответствии с приоритетами социально-экономического развития, - отметил ректор.

Особую важность обсуждаемых вопросов подчеркнул Первый заместитель министра просвещения России Дмитрий Глушко, который подключился к участникам заседания по видеосвязи. Он отметил некоторые особенности, которые прослеживаются в системе профессионального образования в последние годы. Так, еще пять лет назад 30% выпускников среднего профессионального образования далее шли на обучение в вузы. В 2020 году это количество составило уже 15 %. В колледжах в несколько раз увеличилось количество людей, обучающихся за счёт внебюджетных средств, что говорит о высоком запросе на получение востребованных рынком знаний.

Помимо этого, замминистра просвещения обозначил отдельную задачу министру спорта РСО-Алания Алану Хугаеву: в соответствии с реализацией мероприятий межотраслевой федеральной программы «Развитие студенческого спорта» в каждом среднем профессиональном образовательном учреждении в ближайшее время должен быть создан спортивный студенческий клуб.

Как пояснила начальник отдела социализации и физической культуры Института развития профобразования Виктория Прошкина, одной из целей программы заявлено создание условий для смены трудовой деятельности рабочего или служащего на активный спортивный отдых. В свою очередь Алан Хугаев сообщил, что в профильном министерстве республики полностью готовы к сотрудничеству с колледжами и в ближайшее время приступят к этой работе.

О необходимости действующей модели дуального обучения говорил директор Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа, депутат Парламента РСО-Алания Алан Моуравов.

- Сегодня есть конкретный запрос Главы республики на развитие дуального обучения. WorldSkills сегодня – это система трансляции новых технологий, знаний и компетенций. Именно на основе WorldSkills возможно полноценное внедрение и развитие дуального образования.

Он сообщил, что к следующему чемпионату WorldSkills в программу будут вводиться компетенции FutureSkills – это соревнования по компетенциям в биотехнологиях, машинном обучении и других.

Технический директор Национального центра «Абилимпикс» Максим Журкин констатировал хорошее оснащение соревновательных площадок по имеющимся компетенциям, при этом он рекомендовал увеличить количество компетенций, чтобы представители Северной Осетии смогли принимать участие в Национальном чемпионате.

Депутат Парламента республики, руководитель регионального отделения «ДОСААФ России» Борис Кантемиров отметил острую нехватку специалистов по направлениям, с которыми ему ежедневно приходится сталкиваться в своей профессиональной деятельности. Среди них такие, как «механик малой авиации», «мастер-оружейник» и «оператор беспилотных летательных систем». Борис Кантемиров выразил готовность сотрудничать с любым образовательным учреждением и предоставить площадки ДОСААФа для подготовки таких профессионалов.

В связи с этим руководитель ЦОПП на базе ГБПОУ «Северо-Кавказский строительный техникум» Батраз Кучиев сообщил, что подготовка операторов беспилотных летательных систем начнется уже в будущем году, и предложение Бориса Кантемирова требует дальнейшего совместного обсуждения.

Своим мнением в отношении перспектив профобразования в республике также поделились депутат Парламента Людмила Токаева, руководитель Цхинвальского многопрофильного колледжа Лира Козаева и другие. Итоги обсуждения, которое продолжалось более двух часов, нашли отражение в рекомендациях комитета Парламента РСО-Алания.

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.
Мачнев Алексей Васильевич