Главная >> Парламентские «Круглые столы» >> От песчаного карьера до кирпича, или какое будущее ждёт местные стройматериалы

Дата: 31 Мая 2019 г. 14:47

Название: От песчаного карьера до кирпича, или какое будущее ждёт местные стройматериалы

Кратко: По инициативе комитета Парламента РСО-Алания по вопросам ЖКХ и строительной политике в рамках «круглого стола» состоялась дискуссия о состоянии и перспективах развития промышленности строительных материалов в республике.

По инициативе комитета Парламента РСО-Алания по вопросам ЖКХ и строительной политике в рамках «круглого стола» состоялась дискуссия о состоянии и перспективах развития промышленности строительных материалов в республике.

Без малого три часа депутаты, представители исполнительной и муниципальной властей, руководители производящих предприятий и строительных организаций, деятели науки и общественники делились мнениями о проблемах и возможном будущем производства стройматериалов на территории республики. 

Актуальность заявленной темы не вызывает сомнений, ведь как отметил в начале работы председатель парламентского комитета Эльбрус Бокоев, «от эффективности этой отрасли экономики во многом зависит выполнение стратегических задач государства по социально-экономическому развитию. Отрасль формирует инфраструктуру, помогает в реализации капиталоемких инвестиционных проектов. От производства строительных материалов зависит промышленное, транспортное, дорожное, жилищное строительство». За последние несколько лет в республике наблюдается существенное снижение объемов производства большинства строительных материалов. Расчёт на реализацию масштабных целевых программ, подготовку Олимпиады в Сочи, а также реализацию многих социальных проектов не только в Северной, но и Южной Осетии, к сожалению, не оправдался и стимулом к развитию этой отрасли производства  не послужил.

По словам Эльбруса Бокоева, комплексным планом по модернизации стройиндустрии республики до 2020 года должна была стать региональная программа «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения», утверждённая в 2011 году. Однако, довольно точно определив текущее состояние отрасли, она не способствовала выработке механизмов практического отраслевого стимулирования и не стала генеральным планом развития.

Напоминанием о том, что благополучное взаимодействие тандема «производственники – строители» вполне возможно, стало выступление депутата Фидара Кудзоева, который озвучил некоторые «доперестроечные» данные: до момента смены общественно-экономической формации в республике существовали семь общестроительных трестов по 20 и более предприятий в каждом. При этом учитывался принцип территориальной целесообразности и эффективности того или иного производства. С приходом рыночных отношений целостная система «раскрошилась» на десятки акционерных обществ, большинство из которых вскоре обанкротились. Судьбу оставшихся предприятий тоже нельзя назвать завидной, ведь сама отрасль характеризуется крайне низкой инвестиционной привлекательностью, а значит, в приоритете неизбежно оставалось только выживание, но не развитие.

Сегодня уполномоченным органом по проведению государственной политики в области стройиндустрии и промышленности стройматериалов постановлением Правительства РСО-Алания от 18 марта 2019 года определено министерство промышленности и транспорта республики. Как сообщил заместитель министра Эльбрус Мадзаев, в сжатые сроки уже удалось изучить проблемы добывающей промышленности республики, которая напрямую связана с производством строительных материалов.

По его словам, в республике сосредоточено более 180 видов полезных ископаемых. Среди них - значительные запасы нерудных материалов: различные известняки, доломиты, мергели, гипс, мел, валунно-песчано-гравийные смеси, глинистое сырьё, вулканические пеплы, туфы, мрамор, граниты, кровельные сплавы. При этом некоторые из них имеют уникальные свойства.

Таким примером служит бентонитовая глина, которую сегодня в Россию импортируют из Армении, но при этом 70% её запасов сосредоточено в Северной Осетии, республика могла бы почти полностью удовлетворить внутрироссийский спрос на этот материал. У доломита, добываемого в республике, самое лучшее качество в России – именно это сырье подходит для производства медицинского стекла. Стратегическую ценность представляют большие залежи базальта – главной составляющей для производства базальтовой нити. В свою очередь использование базальтовых нитей в строительных технологиях считается технологиями будущего, но это будущее наступит в ближайшее время, и в этом у специалистов нет сомнений. Не меньшую ценность представляют свойства инертных материалов Осетии – они необходимы для производства сложных бетонов и пользуются спросом. Как отметил замминистра промышленности, в местных недрах сосредоточены немалые богатства, которые пока не разрабатываются.

Он также сообщил, что сегодня добычей и переработкой занимаются более 30-ти организаций и индивидуальных предпринимателей, которые недавно объединились в «Ассоциацию недропользователей» под председательством руководителя АО «Кавдоломит» Руслана Агузарова. Участники ассоциации активно включились в работу, и в рамках совместных консультаций были обозначены основные проблемы отрасли. Прежде всего, это значительная изношенность производственных фондов, которые остро нуждаются в реконструкции и модернизации. Однако добывающая промышленность не входит в число отраслей, которым предусмотрены меры господдержки на уровне Минпрома РФ.

Остро стоит проблема повышения тарифов на ж/д перевозки, который складывается из двух составляющих: стоимость перевозок РЖД и аренда вагонов. За последние два года этот тариф вырос практически вдвое – производители просто не в состоянии отправлять свою продукцию в другие регионы.

Еще одна серьёзная проблема – высокий коэффициент арендной платы категорий земель промышленности, предназначенных для размещения полезных ископаемых. Эльбрус Мадзаев сообщил, что по инициативе Ассоциации недропользователей подготовлено обращение с просьбой установить данный коэффициент не выше 10%. Сейчас он составляет 150%.

Выход из ситуации видится в возможности субсидирования части расходов на железнодорожные перевозки и аренду вагонов – соответствующие письма в Минпром России уже подготовлены. «Мы будем просить включить добывающую отрасль в список получателей господдержки из Фонда развития промышленности РФ», - отметил он.

Непомерно высокие тарифы на перевозки также считает одной из главных проблем замминистра природных ресурсов и экологии Маирбек Моураов. По его словам реальная доля транспортных расходов в стоимости песка и щебня, к примеру, составляет 46-90%. Немалые сложности для потенциального производителя представляют и бюрократические трудности: от получения лицензии до запуска производства фактически проходит, по словам замминистра, около трёх лет.

Тем не менее, несмотря на снижение количества лицензий на добычу ископаемых, налоговая прибыль от работающих предприятий возросла, что свидетельствует о повышении ответственности недропользователей перед государством. В то же время, как отметил Маирбек Моураов, многие лицензии у предприятий приостановлены не по причине нарушений в работе, а из-за отсутствия сбыта продукции.

Частично ответ на вопрос, почему у большинства североосетинских производителей трудности со сбытом, прозвучал в выступлении Председателя Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания Тариэля Солиева. Он рассказал, что с увеличением объемов дорожного фонда с каждым годом увеличивается и объем дорожных работ. Соответственно, возрастает потребность в инертных материалах, используемых в дорожном строительстве.  Однако приобретать продукцию местных производителей нельзя, так как она не соответствует требованиям. Использование фракций низкого качества неизбежно влечёт несоответствие стандарту и быстрое разрушение дорожного покрытия.

Потребление инертных материалов в дорожной отрасли будет только увеличиваться, и дорожники готовы сотрудничать с местным производителем, но нам нужно качество, - подчеркнул он.

 - Если хотим быть конкурентоспособными, мы должны отвечать требованиям современных технологий и конъюнктуре мирового современного рынка строительных материалов, - убеждён глава Алагирского района Арсен Бутаев. По его мнению, необходима обдуманная комплексная государственная политика по развитию строительной промышленности на основе глубокого анализа всех перспектив и реальных рисков. В противном случае, любые инвестиции только растворятся в проблемах. 

Кадровая политика последних десятилетий тоже не сыграла на руку кластеру производства стройматериалов: высококлассных специалистов «старой школы» становится всё меньше, а для обучения студентов новым технологям у республиканских вузов не хватает возможностей – об этом говорили завкафедрой сопротивления материалов и строительной механики СКГМИ, профессор Казбек Басиев и завкафедрой строительного производства СКГМИ, профессор Залина Тускаева. В свою очередь, необходимость возродить узко-специализированные направления обучения, без которых невозможно представить полноценного строительного инженера отметил депутат Дзамболат Камболов.

Помимо этого, Казбек Басиев просил обратить внимание на то, что особенности тендерного законодательства лишили лаборатории вузов возможности проводить оценку качества выпускаемых стройматериалов и возводимых конструкций. Также профессор подчеркнул опасность отсутствия входного контроля качества строительных материалов, ввозимых в республику.

В ходе работы «круглого стола» особое внимание было обращено к самим производителям. В первую очередь производственников волнует сбыт. Так, Олег Базоев – генеральный директор ООО «НПП «Токар»» рассказал о производимой высокоэффективной добавке в бетон «Д-5», которая превзошла американские и европейские аналоги. Предприятию есть чем заслуженно гордиться: в активе восемь зарегистрированных патентов и три абсолютных ноу-хау. «Токар» всё активнее выходит на российскую и международную торговую площадку, но на модернизацию производства и запуск нового цеха не хватает собственных средств. При этом, внутри республики реализуется всего лишь менее 20% выпускаемой продукции.

Отвечают за качество и приемлемую цену производители строительных смесей – ООО «Титан» и краски – ООО «Сегмент». В подтверждение предыдущих мнений их руководители рассказали, что местные строительные организации не спешат сотрудничать со своими производителями. В причинах таких отказов пообещал разобраться Уполномоченный по защите прав предпринимателей республики Тимур Медоев.

Председатель Совета республиканского объединения строителей Алании Феликс Ибрагимов затронул еще один важнейший аспект, без учёта которого развитие промышленности строительных материалов будет невозможным – большинство залежей полезных ископаемых республики находятся в рекреационных зонах, что потенциально лишает их перспектив освоения.

Это означает, как позже отметит Председатель Союза промышленников и предпринимателей республики Юрий Бирагов, «что нужно максимально использовать то, что уже производят местные производители». Он также поддержал необходимость снижения тарифов на ж/д перевозки и подчеркнул, что для развития деловой инициативы местных производственников прежде всего нужно изменить кредитную политику банков в части снижения процентных ставок по кредитам.

Открытых вопросов о будущем промышленности стройматериалов остаётся немало. По мнению Эльбруса Бокоева, инструментом реализации мер по перевооружению производящего комплекса могли бы стать этапы федеральной целевой программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» и «Программа развития промышленности строительных материалов», а также отдельный кластер «Стратегии социально – экономического развития Республики Северная Осетия – Алания до 2030 года». В этой связи высказался Генеральный директор «Агентства развития РСО-Алания» Павел Игнатьев. Он убеждён: пока в республике не будет сформирован центр ответственности, или лицо, которое будет персонально отвечать за результаты включения республики в ФЦП и лоббирование её интересов на федеральном уровне, ощутимого изменения ситуации не случится. Он напомнил присутствующим, что полный цикл включения в федеральную целевую программу длится целых пять лет.

Эту точку зрения разделил и заместитель Председателя Правительства РСО-Алания Русланбек Икаев:

Все мы понимаем, что у нашей республики нет логистических преимуществ, а планы по развитию промышленности зачастую идут вразрез с развитием сельского хозяйства и туризма. Проблем немало, но без профессионального продвижения интересов республики и без использования мощных ресурсов, предоставляемых ответственному подразделению, нам эти вопросы не осилить. Необходимо, чтобы этим ежедневно занимались ответственные профессионалы.

Завершая работу, Эльбрус Бокоев поблагодарил всех участников «круглого стола» за конструктивный и откровенный диалог и сообщил, что все прозвучавшие предложения будут учтены в соответствующих рекомендациях в адрес законодательной, исполнительной и муниципальной властей.

 

Рекомендации

 

  •  
Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.
Мачнев Алексей Васильевич